|
Фестивали
Мексика – страна празднеств и развлечений. Почти каждый месяц здесь проходит фестиваль, посвящённый какому-нибудь национальному празднику. И несколько раз в неделю можно повеселиться на весёлом мероприятии, проводимом в честь дня города или местного святого.
Главные фестивали:
Карнавал
День победы при Пуэбло
Гелагеца
День поминовения усопших
День девы Марии Гваделупской
• Карнавал
Самое грандиозное событие года – Карнавал. Он проходит в конце февраля или в начале марта, за неделю перед Днем покаяния.
Официально карнавал длится пять дней, и в течение этого времени многие появляются на улицах исключительно в масках, которые, по поверью, признаны отгонять злых духов. Сразу по окончании карнавала начинается Великий пост, и карнавал, таким образом, олицетворяет «последний шанс» окунуться в удовольствия мирской жизни. Чтобы увидеть сие восхитительное зрелище, стоит отправиться в один из портовых городов. Лучше всего — в Мацатлан. Ежегодно на карнавал туда приезжает более 300 тысяч людей, что ставит мексиканский карнавал на 3 место по величине после карнавалов в Рио-де-Жанейро и Новом Орлеане.
• Синко де Майо - День победы при Пуэбло - 5 мая
Национальный мексиканский фестиваль проводится ежегодно 5 мая, в честь победы мексиканской армии под командованием генерала Игнасио Сарагосы, над французской армией в битве при Пуэбло. Это победа знаменательна тем, что мексиканцам удалось одержать победу над лучше вооруженными французскими войсками и что после битвы при Пуэбло, больше ни одна страна на американском континенте не была завоевана европейской армией.
День победы при Пуэбло также иногда называют мексиканским аналогом дня Святого Патрика. В этот день повсеместно предпочтение отдается мексиканской кухне, национальной музыке и танцам, устраиваются крупные фестивали и карнавалы. В некоторых районах празднование может растянуться на всю неделю!
Город, прославившийся военной победой, знаменит еще и как место рождения соуса моле. Соус может быть сладким или острым, ингредиенты в нем могут меняться, но всегда присутствует перец чили.
Существует легенда, согласно которой этот соус впервые приготовили монахини одного прихода специально для приезжающего начальства. Но так как женщины не знали, какое блюдо будет достойно важных гостей, они вытащили из кладовки и перемешали в большом чане все, что смогли найти - всего около 30 ингредиентов! Все это варилось несколько дней, и в результате получился сладкий и густой соус, который подали к столу вместе с индейкой. С тех пор все, кто пробовал соус моле, говорят, что монахини - лучшие кулинары в Мексике.
• Гелагеца
Гелагеца или Понедельник на холме (Lunes del Cerro) — это праздник, который проходит в два последние понедельника июля.
Как и многие другие праздники в Мексике, Гелагеца не обходится без спиртного. Штат Оахака — единственное место в Мексике, где готовят особую разновидность текилы, напиток мескаль. Повсюду звучит традиционная музыка, ремесленники предлагают гостям купить свои товары, а повара из семи регионов Оахаки — попробовать разнообразные блюда национальной кухни.
В рамках праздника проходит конкурс на выбор королевы — богини Центеотль (индейской богини кукурузы). В конкурсе участвуют девушки из всех регионов Оахаки. Победительницу выбирают не только за красоту, но и за знание местной истории, костюмов и традиций.
• День поминовения усопших - 2 ноября
Жизнь для жителей древней Мексики была просто моментом. Смерть была пробуждением мечты в настоящем, чтобы войти в мир мертвых и появиться перед другими богами, в зависимости от типа случая, который забирал их жизнь. Те, кто был принесен в жертву или погиб в результате войны, отправлялись на солнце; эта же судьба ожидала женщин, которые умирали, давая начало другой жизни. Тот, кто утонул, попадал в рай.
Души умерших детей считались драгоценностями, вот почему они оставались в доме; душа, не выбранная богом, оставалась в преступном мире. Для того чтобы помочь путешествовать из этого мира в мир мертвых без задержки, скончавшегося хоронили или сжигали вместе с вещами, пищей, собакой как попутчиком и водой для дороги.
В шестнадцатом столетии, с началом завоевания и колонизации началось повсеместное распространение католической религии. Люди стали бояться смерти и ада.
В восемнадцатом столетии два вида отношения к смерти переплелись в единый культ. Скелеты и кости снова появляются, но теперь в праздничном и комичном настроении; кроме того, католическая символика появляется в местных ремеслах и пище. Свечи, цветы на могилах и звон церковных колоколов добавились примерно в это же время. Сейчас это популярный праздник, в котором участвуют все слои общества.
По поверьям, души умерших на два дня возвращаются в мир живых, чтобы еще раз повидаться с близкими. Дома в этот день больше напоминают склепы, зато могилы украшаются цветами и лентами, и все родные и близкие приходят почтить память умерших. А чтобы их души не заблудились, повсюду зажигают свечи, указывая им путь домой.
Особые символы этого праздника: хлеб мертвых (pan de muerto) - кофейный пирог, конфеты и печенье в форме черепов и скелеты из папье-маше.
Начиная с 6 вечера каждые 30 секунд звонят в колокольчики, созывая мертвых, и так всю ночь напролет. И лишь наутро заполнивший улицы народ расходится по домам.
Только не думайте, что мексиканцы воспринимают смерть несерьезно. Нет. Они знают - расставанье не окончательно. Просто они будут встречаться реже. Раз в год. В День мертвых.
• День девы Марии Гваделупской в Мексике - 12 декабря
В этот день паломники со всей Мексики собираются у ворот религиозного центра страны — Базилики (иными словами, храма) Девы Гваделупской, расположенном в северной части столицы Мехико. Люди молятся Деве Гваделупской (которую мексиканцы почтительно зовут «Наша сеньора Гваделупе» — «Nuestra Senora de Guadalupe»). После мессы начинаются народные гуляния. Как же без них? Мексиканцы — одни из самых заядлых фиестолюбцев в мире...
Национальным праздником этот день стал считаться с 1859 года. Праздник символизирует укрепление католической веры на землях Мексики. Веру завезли испанцы, которые сначала пытались силой насадить чуждое индейцам представление о едином боге. Борьба религий продолжалась вплоть до тех пор, пока одному из индейцев — Хуану Диего — не явилась Дева Гваделупе. С этого дня религиозная история Мексики изменилась.
12 декабря 1531 года молодой индеец Хуан Диего держал путь к холму Тепейак, когда внезапно небо над ним озарил яркий свет и перед ним предстала Дева Мария. Позднее он описал ее как «молодую девушку с черными волосами и темной кожей, которая была больше похожа на девушку из племени индейцев, нежели на белую». Она наказала ему пойти к священнику и попросить того построить церковь на холме Тепейак… Но священник не поверил словам индейца и не исполнил его просьбы.
Спустя несколько дней Дева Мария вновь явилась Хуану Диего и сказала, чтобы он собрал букет цветов с вершины холма. А так как на дворе была зима, и никаких цветов не было, молодой человек удивился, но все же поднялся на холм. Каково же было его удивление, когда он обнаружил там целое поле прекрасных цветов! Хуан Диего набрал охапку цветов и вновь отправился к священнику. Когда он развернул перед священнослужителем свою накидку, в которую завернул цветы, перед глазами обоих предстал образ Девы Марии, чудесным образом проявившийся на ткани накидки. Тогда, наконец, священник поверил словам молодого индейца и принялся за строительство Базилики в честь Девы Гваделупе…
Сегодня тысячи людей приезжают в Мехико только ради того, чтобы посетить то место, где когда-то окрестным жителям явилась Дева Гваделупская. Теперь 12 декабря — день фестивалей традиционной мексиканской музыки и танцев. Пилигримы шествуют через город с букетами цветов в руках (символические подарки для Девы Марии). Некоторые из них, особо набожные, путь по каменной дороге к Базилике проделывают на коленях, молясь о свершении чуда или вознося благодарственные молитвы Деве Марии Гваделупской.
По окончанию церковной службы наступает время накрывать праздничные столы, расставлять лотки с сувенирами, устраивать уличные представления с музыкой и танцами. Все это происходит на главной площади Мехико. В некоторых частях города из цветов строятся алтари в честь Девы Гваделупской. В этот праздничный день есть место даже таким опасным забавам, как родео и бои быков.
|
|